Международное агентство ВИЭ оценило готовность Кыргызстана к ВИЭ

17 Янв 2023

Оценка готовности возобновляемых источников энергии: Кыргызская Республика

Этот отчет, разработанный Министерством энергетики Кыргызской Республики при поддержке IRENA и ПРООН, направлен на дальнейшую поддержку страны в направлении устойчивого развития энергетического сектора за счет более широкого внедрения надежных и экономически эффективных решений в области возобновляемых источников энергии.
 
В отчете рассматривается набор кратко- и среднесрочных мер, рекомендуемых для решения ключевых проблем и поддержки страны в её переходе к диверсифицированной и безопасной для климата энергетической системе.

Обеспечить единые «правила игры» с помощью реформирования тарифов в сфере энергетики 
Тщательно разработанные реформы тарифов в энергетическом секторе могут способствовать генерированию прибыли и одновременному уменьшению барьеров для проникновения технологий распределённой возобновляемой энергетики на рынок. Для обеспечения устойчивости реформы в сфере тарифов должны быть разработаны таким образом, чтобы свести к минимуму экономическое влияние на людей с низким доходом и обособленные группы населения.

Оптимизировать процедуру введения проектов в сфере возобновляемой энергетики в эксплуатацию
Требования и процедуры выдачи разрешений должны быть усовершенствованы в соответствии с базовым законом о возобновляемой энергетике, реализованным посредством конкретных вспомогательных нормативных актов, которые ясно определяли бы сам процесс и ответственные государственные органы. При разработке процедур основное внимание должно быть направлено на обеспечение простоты, гибкости и прозрачности.
 
Усовершенствовать «зелёные» тарифы
Программа «зелёных» тарифов должна быть пересмотрена и улучшена с учётом таких факторов, как меняющиеся условия рынка, издержки конкурентных технологий и чёткая оценка ресурсов. Выбор подходящего тарифа – это широкомасштабный процесс, руководство которым должно осуществлять правительство при активном и разнообразном участии всех сторон. «Зелёные» тарифы должны подкрепляться благоприятной политикой и чётким определением обязанностей различных ведомств.
 
Предусмотреть проведение аукционов для больших мощностей
Аукционы можно использовать для привлечения инвестиций в относительно крупномасштабные проекты гидроэнергетики, солнечной и ветровой энергетики. Организация таких аукционов должна предусматривать привлечение разработчиков, усиление конкуренции и обеспечение прозрачности ценообразования, а также гарантировать реализацию проектов.
 
Внедрять политику, направленную на декарбонизацию секторов конечного потребления
Для декарбонизации сектора теплоснабжения необходим комплексный подход, включающий электрификацию на основе возобновляемых источников энергии, использование возобновляемой тепловой энергии (там, где это возможно, на основе солнечной тепловой энергии, биомассы, геотермальной энергии) и инвестиции в эффективное районное теплоснабжение. В транспортном секторе этому может способствовать внедрение более эффективного общественного транспорта и электромобилей, а также поддержка альтернативных способов передвижения (например, развитие инфраструктуры для велосипедистов и пешеходов). Внедрение микрогенерации, транзитной передачи мощности и электроэнергии, а также других инструментов политики
распределённого производства может способствовать развитию сегмента рынка малых мощностей.
 
Усовершенствовать картирование ресурсов возобновляемой энергии
Одним из приоритетных направлений работы должно стать зонирование для проектов фотоэлектрических солнечных и ветровых энергосистем. В результате анализа потенциальной пригодности, выполненного агентством IRENA, были определены подходящие зоны для размещения солнечных фотоэлектрических и ветровых энергоустановок. Этот анализ может послужить важным начальным шагом в направлении полной оценки соответствующих зон. Дальнейшие исследования могли бы, опираясь на эту проведённую работу, представить подробный технический и экономический анализ и наземные измерения в пределах выявленных
зон с солнечным и ветровым потенциалом.

Разработать долгосрочные энергетические сценарии
Необходимо провести работу по подробному долгосрочному планированию в отношении спроса на энергию во всех секторах с целью определения оптимального энергетического баланса. Анализ сценариев, в которых исследуется большое количество разных вариантов будущего развития энергетического сектора, можно использовать в качестве источника информации при разработке политики. Планирование энергетического сектора должно сопровождаться реформированием процессов сбора статистических данных в энергетике и отчётности по ним.

Установить комплексные и амбициозные целевые показатели в области возобновляемой энергетики
Целевые показатели в области возобновляемой энергетики должны отражать высокий потенциал страны в этой сфере, снижение технологических издержек и растущий спрос на энергию. Такие целевые показатели лучше всего подкреплять сильной политической поддержкой и законодательством, которое должно определяться на уровне сектора и дальше специализироваться по подотраслям.

Принять стандартное соглашение о закупке электроэнергии
Элементы соглашений о закупках электроэнергии (СЗЭ) в сфере возобновляемой энергетики следует разрабатывать в соответствии с передовым международным опытом для снижения инвестиционных рисков и содействия финансированию. Такие действия могут дополняться тщательным пересмотром шаблонов контрактной проектной документации в сфере возобновляемой энергетики, а также разработкой стандартизированных СЗЭ.

Внедрить частно-государственные партнёрства
Для успешного внедрения частно-государственных партнёрств (ЧГП) в энергетическом секторе Кыргызстана требуется сильная политическая воля, компетентные учреждения и благоприятный законодательный режим. Необходимо установить справедливые критерии распределения рисков. Со стороны государства требуется безоговорочное обязательство по долгосрочным платежам за выработанную энергию. В отношении частного сектора следует применять штрафные санкции в случае непредоставления ими услуг.
 
Нарастить институциональный потенциал
В целях содействия внедрению возобновляемой энергетики требуется улучшить технические и координационные способности субъектов государственного и частного секторов. Следует рассматривать такие вопросы, как технологические издержки, вопросы интеграции сетей, экономическое управление и введение механизмов обеспечения гибкости, аспекты регулирования, разработка политики и т.д. 
 
Обучить и подготовить квалифицированную рабочую силу
Важную роль играет инвестирование в образование и обучение персонала – инженеров, технических специалистов и других высококвалифицированных работников. Университеты, учреждения профессиональнотехнического образования и школы – все они должны быть задействованы в этом процессе. Для укрепления возможностей местных промышленных предприятий можно использовать программы модернизации промышленности, совместные предприятия и освобождение от уплаты налогов.
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв